Количество мотоциклов на российских дорогах стремительно растет. Этот вид транспорта классифицируется по назначению, комплектации и мощности. Поэтому неудивительно, что многие владельцы «железных коней» задаются вопросом, подходит ли обычное машинное масло для мотоциклов.
Определяющее значение в подборе смазки для транспортного средства имеет тип двигателя.
Мотоциклы с 4-тактным двигателем и машинное моторное масло: совместимы или нет?
Смазку для мотоциклов с четырехтактным двигателем начали производить еще в 90-х годах. До этого времени владельцам двух- и трехколесного транспорта приходилось скрупулезно подбирать смазку, подходящую по коэффициенту вязкости и прочим техническим характеристикам, то есть максимально приближенную к заявленным рекомендациям.
Некоторые владельцы мотоциклов по сей день используют автомобильную смазку по старой памяти, однако это не совсем корректно. Машинная смазка не подходит для мототранспорта по следующим причинам:
- Современные мотоциклы развивают большую скорость, нежели многие автомобили, следовательно частота вращения коленчатого вала увеличена. Кроме того, мощность двигателя у мототехники гораздо выше, из-за этого в разы повышается риск разрушения масляной пленки, которая появляется на поверхностях. В такой ситуации появляется сухое трение, в результате чего быстрее выходят из строя детали – вплоть до полного их разрушения.
- Многие мотоциклы имеют «мокрое» сцепление, то есть оно расположено в небольшом резервуаре и омывается той же смазкой, что и другие составляющие мотора. Если масло для двигателя подобрано неправильно, то сцепление в процессе работы начинает проскакивать, что сказывается на качестве езды и сроке службы сцепления и двигателя в целом.
- Для моделей с воздушным принципом охлаждения производители разработали целую линейку масел, предназначенных для мототехники. Современные смазки для мотоциклов, оснащенных 4-тактным двигателем, содержат специальные присадки, которые значительно повышают устойчивость масляной пленки к повышенной температуре и другим неблагоприятным факторам. Использование таких масел исключает залегание поршневых колец и быстрый износ деталей. Кроме того, они обладают высокими защитными, противокоррозионными и антигенными свойствами.
При использовании моторного масла для авто специалисты рекомендуют заливать варианты смазки для лета или всех сезонов, вязкость которой находится в пределах от 30 до 40 (для теплого климата допустимо использование масел с вязкостью до 60). Согласно API классификации, допустимым считается:
- техника, выпущенная после 90-го года, – индекс SH;
- техника, выпущенная с 90-го по 96-й год, – индекс SJ;
- техника, выпущенная с 96-го по 2000-й год, – индекс SM;
- техника, выпущенная после 2006 года, – индекс SN.
Современные модели мотоциклов работают на полусинтетической смазке. Старая мототехника требует масла на минеральной основе, синтетические рекомендованы для спортивных скоростных моделей. Категорически запрещено смешивать разные типы и классы масел, так как это неизбежно приведет к поломке двигателя. Исключением является экстренная доливка масла при неисправности двигателя и большой потере смазки.
Стоит ли использовать моторное масло для автомобилей для мототехники с 2-тактным двигателем?
Двухтактные и четырехтактные двигатели кардинально отличаются друг от друга и требуют разных свойств от смазочных материалов. Поэтому заливать масло, предназначенное для четырехтактного агрегата, категорически нельзя, собственно, как и наоборот.
Принцип работы двухтактного двигателя заключается в смешивании масла и топлива, полученная смесь омывает все составляющие агрегата, после чего сгорает. Поэтому смазывающие материалы не должны содержать никаких присадок, которые содержатся в смазках для 4-тактных двигателей. Продукты горения присадок дают сильный нагар, который загрязняет все пространство и «травмирует» все поверхности двигателя.
Специально разработанные масла для двухтактных двигателей защищают все детали мотора от преждевременного износа и не образуют опасных соединений, которые негативно сказываются на работе агрегата.