Масло ДВС представляет собой основополагающую жидкость, оказывающую значимое воздействие на эффективность и продолжительность эксплуатации мотора. Этот элемент несет в себе критически важные функции для поддержания оптимальной работы двигателя.
Разнообразные функции моторного масла
Масло предназначено прежде всего для уменьшения трения и предотвращения износа в таких важных частях двигателя, как кривошипно-шатунный (КШМ) и газораспределительный (ГРМ) механизмы. Оно также активно участвует в охлаждении мотора, распределяя и отводя тепло от его жизненно важных компонентов. Масло эффективно очищает двигатель, удаляя отходы износа и другие частицы из мест с высоким трением. Кроме того, оно служит уплотнителем в цилиндропоршневых группах и выполняет функции гидравлической жидкости в системах гидрокомпенсаторов и фазовращателей ГРМ.
Многообразие задач, которые выполняет моторное масло, подчеркивает его всесторонние свойства и важность для поддержания работоспособности двигателя на высоком уровне.
Классификация моторных масел по их химическому составу
Основные компоненты моторного масла включают:
- Базовое масло (около 80% состава) — определяет основные ресурсные и вязкостно-температурные свойства масла.
- Функциональные присадки (примерно 20% состава) — это химические добавки, которые расширяют и улучшают эксплуатационные характеристики масла.
Базовое масло создает фундамент, на котором строятся все важные качества, а функциональные присадки обеспечивают дополнительные защитные и адаптивные свойства, улучшая общую эффективность и продолжительность работы масла в двигателе.
Особенности эксплуатационных свойств моторного масла
В этом разделе подробно описаны важнейшие характеристики моторного масла, обеспечиваемые разнообразными функциональными добавками:
- Противоизносная защита. Эти свойства формируются благодаря добавлению поверхностно-активных веществ, создающих на металлических поверхностях защитный молекулярный слой. Этот слой укрепляет смазочную пленку, минимизируя трение и износ.
- Защита от заедания. Присадки, входящие в состав масла, эффективно предотвращают задир и сваривание металлов в зонах с высоким уровнем контактного давления, обеспечивая надежность работы двигателя.
- Температурно-вязкостные характеристики. Регулируются специальными полимерами, которые стабилизируют вязкость масла при высоких температурах, гарантируя его эффективность в различных климатических условиях.
- Антиоксидантные свойства. В состав масла включены антиоксиданты, которые защищают его от процессов окисления, продлевая срок его службы и предотвращая преждевременное старение.
- Защита от коррозии. Специализированные присадки оберегают металлические части двигателя от разрушительного воздействия оксидов азота и серы, предотвращая коррозию.
- Щелочные качества. Основаны на добавлениях магния и кальция, которые нейтрализуют вредные оксиды, обеспечивая поддержание щелочного баланса в масле и его моющие свойства.
- Детергентно-диспергирующие эффекты. Эти присадки предотвращают накопление отложений и поддерживают их в растворенном виде, способствуя чистоте двигателя.
- Свойства против образования пены. Противопенные добавки в масле критически важны для поддержания непрерывной и эффективной работы системы смазки двигателя.
Как правильно выбрать базовое моторное масло
Выбор базового моторного масла важен, поскольку оно составляет примерно 80% объема конечного продукта. Разнообразие доступных базовых масел систематизируется в соответствии с критериями Американского института нефти (API), разделяющего их на несколько групп.
Группа I
Это минеральные масла, добываемые из сырой нефти методом вакуумной перегонки мазута. Преимуществами таких масел являются их доступная стоимость и эффективность в смазке. Основные недостатки — ограниченный срок использования, неблагоприятные вязкостно-температурные характеристики и высокий уровень содержания серы. В связи с этим их применение в современном производстве масел для двигателей сокращается.
Группа II
Эта категория включает минеральные масла, улучшенные методом гидроочистки для снижения уровня серы. Хотя они обладают аналогичными преимуществами и недостатками, как и масла Группы I, их использование остается востребованным, преимущественно в США.
Группа III
Эти масла получают методом гидрокрекинга и с конца 1990-х годов классифицируются как синтетические. Среди специалистов не утихают споры о том, следует ли их считать полноценно синтетическими или же это лишь модифицированные минеральные масла. Преимуществами НС-синтетики являются высокие вязкостно-температурные свойства и продолжительный срок службы, что делает её популярной на рынке за счёт удачного баланса между ценой и качеством.
В III группу включаются современные базовые масла GTL (технология преобразования газа в жидкость), разработанные компанией Shell, которые по своим физико-химическим параметрам опережают НС-синтетику. В последние годы они начали вытеснять с рынка как ПАО-синтетику, так и масла, произведенные методом гидрокрекинга.
IV группа
Состоит из полностью синтетических полимерных масел с высокими физико-химическими показателями. В эту группу входят полиальфаолефиновые масла, или ПАО-синтетика, которые значительно превосходят остальные типы масел по своим характеристикам. Однако из-за высокой стоимости и специфических технических особенностей, включая ограниченную растворимость присадок и слабую смачиваемость металлических поверхностей, их редко используют в чистом виде. ПАО обычно применяется как компонент, улучшающий вязкостные и эксплуатационные качества масел.
V группа
Включает разнообразие синтетических масел, которые не попадают в первые четыре группы. Среди них находятся силиконовые масла, алкилированные нафталины, перфторполиэфирные масла, полиэстеры и другие полимеры. Полиэстеры и алкилированные нафталины особенно ценятся в производстве автомобильных масел из-за их способности улучшать антифрикционные свойства благодаря полярной структуре молекул. Несмотря на высокую стоимость и ограниченные ресурсы, полиэстеры редко используются в чистом виде.